ФОРУМ ПО ГЕРАЛЬДИКЕ Тема: Помогите установить что изображено на подносе
| Помогите установить что изображено на подносе | 30284  |
[a href=https://forum.geraldika.ru/?forum_id=30284&ankor=30284]30284[/a] x
Автор: саша Статус: Гость Регистрация: 27 Jul 2012 Посты: 3 |
Выкопал из земли поднос диаметр 280 глубина 25 см. Что означает символ в центре и на задней лапе грифона в виде сердца.Помогите. К сообщению прикреплено 2 изображений(я): 1. | без описания | » 05.jpg (от 2012-07-28 11:50:17) | 2. | без описания | » 02.jpg (от 2012-07-28 11:50:34) |
| |
|
| RE: Помогите установить что изображено на подносе | 30295  |
[a href=https://forum.geraldika.ru/?forum_id=30284&ankor=30295]30295[/a] x
Автор: Ginger Статус: Гость Регистрация: 06 Feb 2008 Посты: 1734 |
саша написал 2012-07-28 11:49:05:
>> Что означает символ в центре и на задней лапе грифона в виде сердца.
Наверное прорастающее семя - разворачивающийся росток 
"На другом браслете из того же клада мы видим грифона тоже на срединном месте, а двух семарглов на боковых. Грифону соответствуют ростки растений, обращенные вверх, а семарглам - переплетение корней с отростками на них.
Этих примеров достаточно для того, чтобы установить различие между двумя мифологическими образами: семарглы-псы связаны с землей, почвой и с корнями растений; они, хотя и крылаты (по иранской традиции), но мало связаны с небом, откуда они посланы (иранским верховным божеством Агурамаздой) рассевать семена по земле.
Грифон-Див важнее семарглов: он занимает центральное положение в композициях, он связан с небесной стихией, что подчеркнуто его орлиной головой и птичьими когтями его передних лап; львиное туловище говорит о земной сфере действия, об этом же говорят и символы растущей земли. Связь с небом подчеркнута тем, что Александр Македонский свой взлет на небо совершает не на белых птицах, как в первичном литературном варианте, а на грифонах. Связь же этих грифонов на венце из Девичьей Горы с вегетативной магией отчетливо показана огромными "кринами" и знаками семян на туловищах грифонов. Грифоны соединяют небо с землей, что на этой диадеме подчеркнуто рядом зигзагообразных линий (дождевых струй). Однако грифоны сахновской диадемы и рязанских браслетов - не небесные существа, а земные, могущие взлететь на небо, но возвращающиеся к земле (Александрия) . Если на жезлах Александра символ растительности обращен к земле, как показатель небесной эманации благодати, то на туловищах крылатых грифонов диадемы и браслета этот знак показан как настоящий земной росток, растущий из земли вверх, к небу.
Большой интерес представляет круглая медная матрица для тиснения серебряных орнаментальных пластин, найденная в окрестностях Канева, т. е. в районе бытования колтов с грифонами. Матрица много крупнее известных нам колтов и трудно определить назначение пластин; возможно, что она предназначалась для изготовления украшений сбруи, более узко - паперсей, нагрудных ремней коня. Дата матрицы - XII в.
Композиция состоит из пяти фигур. В срединной части - два огромных грифона со знаками "засеянного поля" на груди (четыре квадрата с точками) и более длинным одним крылом. Над грифонами - большая птица с распростертыми крыльями, т. е. в полете; под грифонами - звери с задранными вверх мордами (волки?) и поднятой одной лапой. Короткие крылья грифонов подняты вверх, длинные крылья каждого грифона как бы оплетают зверей. Общее впечатление от композиции таково: грифоны являются, безусловно, главенствующими; птица символизирует небесную стихию, а звери - земную. Крылья грифонов, спускающиеся на зверей и поднятые кверху, объединяют природу в единое целое. Растительный мир представлен идеограммой поля, т. е. только с точки зрения человеческого благополучия. Вся композиция - синтетическое представление о природе, в котором (и в которой) главное место отведено грифонам как покровителям природы.
Зверино-птичья сущность самого образа грифона свидетельствует о его обобщающем характере, о слиянии идеи неба с идеей земной природы и прежде всего ее растительного мира. Если мы вспомним двух огромных грифонов черниговского рога, то должны будем добавить к сказанному, что грифон рассматривался русскими людьми эпохи Игоря и Святослава как повелитель природы, может быть, как исполнитель воли высшей незримой силы. В античном мифе Зевс установил четкий порядок расцвета природы (Персефона на земле) и зимнего застоя (Персефона у Аида). Здесь, на турьем роге, нет русского соответствия Зевсу, но есть грифоны, "собаки Зевса", выполняющие высшую волю и посылающие смерть Кощею."
"Ростки могут быть трехчастными (как на лицевой стороне между русалками), т. е. изображающими только что начавшее прорастать зерно, но, примерно, к середине XII в. к ним добавляется и начинает господствовать папоротникообразный пятизубчатый росток тоже в "сердечке", приобретающий в XII - XIII вв. характер идеограммы "жизни", "процветания", "благоденствия".
fidel-kastro.ru/history/rossia/rybakov/History_of_ancient_Russia/part_03_12.htm
"Судя по свадебной, новогодней и русальной обрядности, хмель играл в русском быту столь же важную роль, сколь у более южных народов виноградная лоза, а у индоиранцев - священное растение "хома" (или сома), в котором, вероятно, следует видеть тот же хмель (древнерус. хъмель, лат. Humulus)."
fidel-kastro.ru/history/rossia/rybakov/History_of_ancient_Russia/part_03_13.htm
"В Персии были свои аналоги грифонов. Во-первых — существа по имени хома, стражи света, часто изображавшиеся на стенах дворцов."
www.mirf.ru/Articles/art1300.htm
Сообщение отредактировано автором 2012-07-29 09:47:03 | |
|
| RE: Помогите установить что изображено на подносе | 30296  |
[a href=https://forum.geraldika.ru/?forum_id=30284&ankor=30296]30296[/a] x
Автор: саша Статус: Гость Регистрация: 27 Jul 2012 Посты: 3 |
Спасибо.Может кто ещё что нибудь напишет.Заранее благодарен. | |
|
| RE: Помогите установить что изображено на подносе | 30347  |
[a href=https://forum.geraldika.ru/?forum_id=30284&ankor=30347]30347[/a] x
Автор: Михаил Шелковенко Регистрация: 27 May 2004 Посты: 6666 |
Поглядев на все ЭТО еще раз, подумал следующее:
а. грифон крылатый, сверху - значит может олицетворять небо, творческую. оплодотворяющую стихию;
б. зверушка бескрылая, снизу - значит может сойти за символ земли, пассивной, оплодотворяемой стихии;
в. значок на бедре грифона действительно похож на символ семени - значит перед нами космогиничекая картина союза земли и неба, оплодотворения земли небом, творчества, земледелия, созидания.
Поэтому все ЭТО заключено в круг (земля, почва, поле) с лучами (солнце, тепло, свет, энергия, ростки).
Вот. За это сообщение сказали спасибо: саша (2012-08-08) | |
|
|