16+              |¤| О проекте    |¤| Карта сервера    «  
Поиск по Форуму Геральдики.ру:

ФОРУМ ПО ГЕРАЛЬДИКЕ
»» ФОРУМ (Все темы) - Добавить новую тему- Поиск по форуму
Размещение сообщений в форуме или в других сервисах сайта доступно только для зарегистрированных пользователей.
» регистрация || » забыли пароль?
Логин: Пароль:

Тема: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре


Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36250
Автор: EvgenMarkov
Статус: Гость
Регистрация: 30 Jul 2012
Посты: 36
2013-12-24 09:03:56 // IP: 93.73.2.79ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

В июне этого года в одном провинциальном украинском музее, случайно наткнулся на свадебный герб. Сей герб был изображен на предметах из фарфорового сервиза, который был создан на частной французской мануфактуре близ Лиможа в 1820-1840 годах.

Мужской графский герб легко определяем, как польский герб Корчак. А на женском гербе трудно различимая крылатая фигура на синем фоне. Эта фигура, казалась мне похожей на архангела Михаила, и я стал искать русский след.

Мне стало любопытно найти истину и порыться в польских семейных архивах.
Тем более мне это было интересно, так как у меня есть тарелка с гербом Корчак графов Браницких.
Кроме Браницких герб Корчак был у польских графских родов:
Мышко-Холоневских (Chołoniewski),
Дрогойовских (Drohojowski),
Коморовских (Komorowski).

Польские графы из этих четырех семей в своей массе женились на польских женах. Единственный русский след (который я отыскал) - это свадьба графа Францишека Ксаверия Браницкого на Александре Энгельгардт (любовнице и племяннице князя Потемкина).

 

К сообщению прикреплено 3 изображений(я):
1.без описания  » DSC00159.JPG (от 2013-12-24 09:05:05)
2.без описания  » DSC00160.JPG (от 2013-12-24 09:06:15)
3.без описания  » DSC00163.JPG (от 2013-12-24 09:07:44)


RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36251
Автор: EvgenMarkov
Статус: Гость
Регистрация: 30 Jul 2012
Посты: 36
2013-12-24 09:33:58 // IP: 93.73.2.79ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

Прошло полгода.
Вчера я наткнулся на свадебный герб, выгравированный на серебре. Теперь стало ясно, что же изображено на женской части свадебного герба.

Я стал читать историю Вилановского дворца, и тут снова всплыли Браницкие:

В середине XVIII века виляновские имения унаследовала дочь Чарторыских – Изабелла Любомирская. Через 69 лет княжна передала Вилянов своей дочери и ее мужу Станиславу Костке-Потоцкому. Семейство Потоцких было связано с Виляновом вплоть до 1892 года, когда последняя представительница этого рода Александра завещала имение своему кузену Ксаверию Браницкому. Род Браницких проживал в Вилянове до сентября 1944 года, а в конце января 1945 года дворцом стал ведать Национальный музей в Варшаве.

У графов Браницких в 19 веке в семье было несколько привычек: женится на женщинах из рода Потоцких герба Пилява и периодически участвовать в польских восстаниях против Российской империи.

Но женский герб явно не Потоцких, да и не похож на герб Энгельгардтов.
gerbovnik.ru/arms/841.html

Я подошел с другой стороны. Мужской герб явно принадлежал военному, кавалеру русских орденов, в частности владельцу ордена Андрея Первозванного.

У Браницких на русской военной службе отличились Франциск Ксаверий Браницкий (бывший польский коронный гетман) и его сын генерал-майор Владислав (герой Наполеоновских войн).
Но орденом Андрея Первозванного был награжден только Франциск Ксаверий Браницкий (в русских документах фигурирует как Ксаверий Петрович).

Загадка осталась. Чей же женский герб, если у Энгельгардтов на гербе три колоска...
 

К сообщению прикреплено 1 изображений(я):
1.без описания  » Марьяжный герб Корчак.jpg (от 2013-12-24 09:34:32)


RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36252
Автор: EvgenMarkov
Статус: Гость
Регистрация: 30 Jul 2012
Посты: 36
2013-12-24 09:48:45 // IP: 93.73.2.79ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

Разгадку я нашел в этой статье на сайте музея дворца Вилянова.

www.wilanow-palac.pl/tea_and_coffee_set.html

Статья про уникальный чайный и кофейный серебряный сервиз на 140 предметов по заказу Александры Энгельгардт, жены гетмана Франциска Ксаверия, для семейной резиденции графов Браницких в Белой Церкви Киевской губернии. Заказ в стиле ампир выполнила известная парижская мастерская Жана Батиста Клода Одиё.
Архивные данные сообщают, что этот сервиз был одним из первых больших сервизов заказанных Браницкими и выполненными в Париже в 1814-1819 годах.

Теперь вопрос к специалистам и знатокам геральдики.

Откуда же взялся этот герб Александры Энгельгардт с крылатым существом (ангелом, архангелом и т.п.) ?
 

К сообщению прикреплено 1 изображений(я):
1.без описания  » Silver set.jpg (от 2013-12-24 09:49:03)


RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36253
Автор: Greif
Статус:
Эксперт
Регистрация: 06 Oct 2006
Посты: 902
2013-12-24 10:26:58 // IP: 128.75.63.68ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

Вот дурацкий вопрос возник: а ротмистр Смоленской шляхетии Василий Андреевич Энгельгардт родственник курляндскому роду или однофамилец?..
 


RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36254
Автор: EvgenMarkov
Статус: Гость
Регистрация: 30 Jul 2012
Посты: 36
2013-12-24 10:55:11 // IP: 93.73.2.79ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

Greif написал 2013-12-24 10:26:58:
>> Вот дурацкий вопрос возник: а ротмистр Смоленской шляхетии Василий Андреевич Энгельгардт родственник курляндскому роду или однофамилец?..


Я так понимаю что ротмистр Смоленской шляхетии Василий Андреевич Энгельгардт (отец Александры) сын Андрея Степановича, а Андрей Степанович отсюда...

Брокгауз и Эфрон:

Первым из Э. поступил в русское подданство служивший раньше в польских войсках Вернер Э., принявший православие с именем Еремея и умерший до 1672 г. Сын его Сигизмунд, а по принятии православия Степан, был московским дворянином и стольником. Другие сыновья Еремея Каспаровича, Юрий и Иван также были стольниками. Старший сын Степана Еремеевича, Андрей Степанович был стольником и поручиком смоленской шляхты.


Только что додумался посмотреть гербовник Пруссии....
Engelhardt wappen

 

К сообщению прикреплено 1 изображений(я):
1.без описания  » engelhardt%20a.jpg (от 2013-12-24 10:55:34)


RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36255
Автор: EvgenMarkov
Статус: Гость
Регистрация: 30 Jul 2012
Посты: 36
2013-12-24 11:07:34 // IP: 93.73.2.79ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

Greif написал 2013-12-24 10:26:58:
>> Вот дурацкий вопрос возник: а ротмистр Смоленской шляхетии Василий Андреевич Энгельгардт родственник курляндскому роду или однофамилец?..


Видимо все таки родственник.

Роберт Энгельгардт в 1558 году с тремя сыновьями Фомой, Каспаром и Михаилом попали в плен и были увезены в Россию, где и присягнули на верность Царю Ивану Грозному. В дальнейшем Фома Энгельгардт вернулся в Лифляндию, а его брат Михаил продолжил военную службу в Венгрии и Швеции, а вот средний — Каспар остался верен Русскому Царю. Из пяти его сыновей только Вернер служил при Царском Дворе, а его братья выбрали традиции свободного рыцарства.

Вернер (Еремей) Касперович Энгельгардт ум. до 1672
В 1611 он в составе московского посольства был направлен в Смоленск к королю Сигизмунду III, где вступил в польскую службу (в это время Москва была в польском владении), а в 1633-1640 пожалован был от польских королей поместьями близ Смоленска. затем снова перешел в московское подданство

Сигизмунд (Степан) Еремеевич Энгельгардт

Андрей Степанович Энгельгардт стольник и поручик смоленской шляхты

Василий Андреевич Энгельгардт р. ок. 1735? ум. оц. 1794
Смоленский помещик. Ротмистр смоленской шляхты.
 

RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36256
Автор: Greif
Статус:
Эксперт
Регистрация: 06 Oct 2006
Посты: 902
2013-12-24 11:10:05 // IP: 128.75.63.68ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

Вполне себе похоже - поле и оконечность может быть и следствием искажений художественного и действительным отличием у ветвей одного рода....
 


RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36257
Автор: Greif
Статус:
Эксперт
Регистрация: 06 Oct 2006
Посты: 902
2013-12-24 11:19:40 // IP: 128.75.63.68ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

EvgenMarkov написал 2013-12-24 11:07:34:
>> Видимо все таки родственник.

Роберт Энгельгардт в 1558 году с тремя сыновьями Фомой, Каспаром и Михаилом попали в плен и были увезены в Россию, где и присягнули на верность Царю Ивану Грозному. В дальнейшем Фома Энгельгардт вернулся в Лифляндию, а его брат Михаил продолжил военную службу в Венгрии и Швеции, а вот средний — Каспар остался верен Русскому Царю. Из пяти его сыновей только Вернер служил при Царском Дворе, а его братья выбрали традиции свободного рыцарства.

Вернер (Еремей) Касперович Энгельгардт ум. до 1672
В 1611 он в составе московского посольства был направлен в Смоленск к королю Сигизмунду III, где вступил в польскую службу (в это время Москва была в польском владении), а в 1633-1640 пожалован был от польских королей поместьями близ Смоленска. затем снова перешел в московское подданство

Сигизмунд (Степан) Еремеевич Энгельгардт

Андрей Степанович Энгельгардт стольник и поручик смоленской шляхты

Василий Андреевич Энгельгардт р. ок. 1735? ум. оц. 1794
Смоленский помещик. Ротмистр смоленской шляхты.


При данных обстоятельствах, Вернер Касперович мог получить герб с ангелом от польских королей;
либо, Александра по собственному произволу или по ошибке ( в т.ч. и польских герольдов), использовала герб однофамильцев из территориально близкого и рода. В любом случае имеет смысл поднять историю возникновения энгельгартовского герба и хронологию его изменений.
 

RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36258
Автор: Greif
Статус:
Эксперт
Регистрация: 06 Oct 2006
Посты: 902
2013-12-24 12:10:19 // IP: 128.75.63.68ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

EvgenMarkov написал 2013-12-24 10:55:11:
>> Только что додумался посмотреть гербовник Пруссии...


У Зибмахера близкая версия среди силезских дворян...
 

К сообщению прикреплено 1 изображений(я):
1.В 53  » B053-engelhardt.jpg (от 2013-12-24 12:10:59)

За это сообщение сказали спасибо: EvgenMarkov (2013-12-25)

RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36263
Автор: Марк
Статус:
Эксперт
Регистрация: 20 Apr 2010
Посты: 2132
2013-12-24 19:52:12 // IP: 5.79.248.197ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

В 3-ем томе силезского "нового" Зибмахера вполне подробно описана генеалогия Энгельгардтов фон Шнелленштайнов из Бреслау, которым данный герб был пожалован 19 декабря 1573 г. Упоминается там и некий Jeremias - бывший членом совета Бреслау в 1468-69 гг.
Желающие найти связь между "смоленскими" и "силезскими" Энгельгардтами могут самостоятельно поупражняться в генеалогических изысканиях (в заодно и в немецком).
Кроме того, обширная статья о силезских Энгельгардтах есть в "Der Schlesische Adel" Синапиуса.
 

Сообщение отредактировано автором 2013-12-24 20:36:29

К сообщению прикреплено 3 изображений(я):
1.без описания  » Schles. III Taf. 49.jpg (от 2013-12-24 19:52:32)
2.без описания  » Engelhardt.jpg (от 2013-12-24 19:53:27)
3.без описания  » Engelhardt2.jpg (от 2013-12-24 19:57:41)

За это сообщение сказали спасибо: EvgenMarkov (2013-12-25)

RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36284
Автор: EvgenMarkov
Статус: Гость
Регистрация: 30 Jul 2012
Посты: 36
2013-12-26 00:31:42 // IP: 93.73.2.79ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

Уважаемые, Greif и Марк, благодарю вас за помощь и потраченное время.


Граф Франциск Ксаверий Браницкий женился на Александре Энгельгардт в 1781 году.
Видимо тогда же появилось первое изображение марьяжного герба.
Обратите внимание, что на гербе есть странные неточности. Например, клейнодом служит лошадь а не пес, как положено гербу Корчак. Ошибка французских граверов?
А есть и любопытные детали, как 4 ордена графа Браницкого и овальная миниатюра Екатерины II на банте, которая свисает с рокайльной загогулины. Эту миниатюру можно рассмотреть на портрете Александры Браницкой работы Ричарда Бромптона.

commons.wikimedia.org/wiki/File:Aleksandra_Branicka.JPG?uselang=ru

Герб смоленских Энгельгардтов внесенный в 6 том Общего гербовника (gerbovnik.ru/arms/841.html) утверждался 1801 году Александром I.

Могло быть такое, что при составлении 6 тома Общего гербовника Энгельгадтам поменяли герб схожий с курляндскими родственниками?
А Александра Браницкая в 10-ых и 20-ых годах 19 века заказывала во Франции фарфоровые и серебряные сервизы с гербом времен ее свадьбы?

 

К сообщению прикреплено 2 изображений(я):
1.без описания  » Браницкого графа Франциска Ксаверия Марьяжный герб Корчак и Энгельгардт Александры.jpg (от 2013-12-26 00:32:06)
2.без описания  » Engelhardt.jpg (от 2013-12-26 00:32:31)


RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36285
Автор: .
Статус:
Эксперт
Регистрация: 05 Jan 2004
Посты: 4902
2013-12-26 00:36:32 // IP: 213.21.34.69ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

"Ошибка французских граверов?" - Или дефект (невнятность) предоставленного им заказчиками рисунка.
 

Сообщение отредактировано автором 2013-12-26 00:37:10

RE: Поиски и определение загадочного марьяжного герба на фарфоре36287
Автор: Марк
Статус:
Эксперт
Регистрация: 20 Apr 2010
Посты: 2132
2013-12-26 08:59:26 // IP: 5.79.232.161ОтветитьОтветить с цитированиемСказать спасибо

EvgenMarkov написал 2013-12-26 00:31:42:
>> Обратите внимание, что на гербе есть странные неточности. Например, клейнодом служит лошадь а не пес, как положено гербу Корчак. Ошибка французских граверов?

Да, вероятнее всего. Фигура в нашлемнике заменена на похожую.
На самом деле - герб Энгельгардтов в таком (или очень похожем) виде известен еще по швейцарским гербовникам 14-15 вв., т.е. он намного более древний, чем герб курляндских родственников. Видимо, это обстоятельство повлияло на претензии "смоленской" ветви рода именно на этот герб.
И могли быть политические и этические обстоятельства, мешавшие на тот момент именно Александре Энгельгардт использовать в брачной композиции курляндский герб со звездой и колосками. Т.е. надо найти и посмотреть брачные гербы других Энгельгардтов - остальных племянниц Потёмкина, установить каким гербом пользовался Василий Андреевич Энгельгардт и т.д.
Такие же обстоятельства могли повлиять на решение Александра I утвердить гербом "смоленских" Энгельгардтов именно "курляндский" герб, отвергнув таким образом претензии "смоленской" ветви на более древний герб.
 
Сообщение отредактировано автором 2013-12-26 09:07:37

К сообщению прикреплено 2 изображений(я):
1.без описания  » Engelhard Fribourg.jpg (от 2013-12-26 08:59:42)
2.без описания  » Engelhard Zuerich.jpg (от 2013-12-26 08:59:52)


Страницы: 1

 


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или по адресу support@geraldika.ru

Яндекс цитирования Геральдики.ру © 1999-2019 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Форум Геральдики.ру обязательна.
SSL